Пароль (Забыли?)


Логотип

Реклама



Сохранившиеся церкви города Венева.
1. Богоявленская церковь. Точная дата построения церкви не установлена, однако, имеется письменное упоминание, относящееся к 1688 году, из которого следует, что настоящая Богоявленская церковь к этому году уже действовала. В более раннем документе от 1633 года, касающегося набега крымцев так же есть упоминание о Богоявленской церкви, но в нем говорится что посад, на котором находилась церковь, был весь выжжен. Таким образом, можно предположить, что старый Богоявленский храм был сожжен, а после 1633 года был построен новый, сохранившийся до наших дней. Богоявленский храм до 1764 года входил вместе с Казанской церковью в состав Веневского Богоявленского монастыря. Затем, в связи с «закрытием штатов» оба храма были обращены в приходские церкви. В труде Н.И. Троицкого «Бывший Веневский Богоявленский (упраздненный) монастырь», написанном в период конца XIX – начала XX вв, подробно рассказано об истории Богоявленской и Казанской церквей. До 1990-х годов церковь сохранилась в цельном виде, но в бесхозном состоянии: снаружи осталось большинство архитектурных деталей, но внутри были выкопаны несколько ям, жглись костры, на стенах были надписи. В конце 1990-х, начале 2000-х годов начат ремонт, строится ограда, начались службы. К 2006 году в церкви регулярно проходят службы, сформировался приход.
1

2. Казанская церковь. Построена в 1764-1775 гг. Находится на Красной площади, в нескольких метрах от Богоявленской церкви. Построена по обету веневских купцов Боровкова и Бородина. Из исторических изданий видно, что уже в 1764 году, при построении, Казанская церковь была приписана к Веневскому Богоявленскому монастырю. В том же 1764 году монастырь был упразднен и обе церкви были обращены в приходские. К концу XIX века Казанская церковь составляла теплый и отдельный придел Богоявленской церкви для зимнего служения. Для этого церковная утварь переносилась в нее из Богоявленской. Казанская церковь во время квартирования в городе разных полков, постоянно занималась церковью полковою. К тому времени внутренность Казанской церкви обветшала, и служба в ней была прекращена. К началу 1990-х годов церковь сохранилась в полуразрушенном виде, отсутствует купол. В конце 1990-х годов на церкви сделана обычная двускатная крыша, и храм используется как подсобное помещение для ремонта Богоявленской церкви.
1

3. Иоанно-Предтеченская церковь. Построена в 1773 году стараниями жителей города Венева. Сначала церковь была без колокольни, которую построили в 1795 году отдельно, на несколько метров восточнее самого храма. Спустя более полувека, в 1857 году стараниями церковного старосты И. В. Брежнева, церковь была соединена с колокольнею, вследствие чего образовалась теплая трапезная церковь. Таким образом, в 1857 году церковь обрела тот внешний вид, в котором просуществовала еще 150 лет (2007), до наших дней. Однако, внутри храма, в его трапезной части произошли изменения: в 1859 году с левой стороны на средства врача Д. А. Поддубного был устроен придел во имя Божией Матери «Утоли моя печали», а спустя 6 лет, в 1865 году, был устроен придел во имя Апостолов Петра и Павла стараниями И. В. Брежнева. В 1872 году в церкви был заменен главный иконостас. С 1872 года до наших дней, за исключением косметических ремонтов внутренний вид церкви больше не изменялся. Церковь является единственная в районе, которая не закрывалась с момента построения и до наших дней, включая советский период и Отечественную войну. Особенным чествованием в храме пользуется старая икона «Утоли моя печали». В начале XXI века заменены ветхие позолоченные обшивки главок и кресты на храме и колокольне. Один из крестов хранится в Веневском краеведческом музее. Сохранилось каменное ограждение с коваными железными въездными воротами и калиткой. В церкви сохранились много чудодейственных и чтимых икон. На кладбище сохранились надгробные памятники известных людей прошлых столетий. На некоторых веневских надгробиях встречаются загравированные титулы типа «статский советник», или «купец I гильдии».
1

4. Николаевская церковь (колокольня). Начало постройки в 1800 году. Дело по постройке храма начал церковный староста, веневский купец Яков Максимович Бородин. Получив разрешение у архиепископа и губернатора было начато строительство. Архитектором храма был К.С. Сокольников, который в свое время участвовал в строительстве Всехсвятского собора в Туле. Однако, на этот раз спроектировал самый высокий и красивый храм не только в Тульской губернии, даже столичные жители поражались великолепием храма. Местные жители не в состоянии были финансировать столь грандиозный проект, но в Москве нашлись миллионеры, выходцы из Венева, благодаря которым строительство продолжалось. Возведение такого небывалого сооружения сопровождалось небывалыми способами: сначала, по рассказам старожилов, построили такие огромные леса, что они заканчивались около Хлебной площади (ныне площадь Ленина), затем, по мере строительства, другие леса достигли нефтебазы, у железной дороги. По этим лесам двигались подводы, груженные стройматериалами, а лошадям надевались специальные приспособления, которые не позволяли им видеть высоту лесов. Построение церкви продолжалось около 50 лет. За это время уже умерли и Яков Бородин и другие люди, начинавшие строительство, церковь пережила пожар, при котором выгорели все деревянные ее части. Пламенем был охвачен даже крест. Сильный западный ветер срывал с колокольни горящие тесины и уносил за реку, в пригородные слободы, в результате чего сгорела Стрелецкая слобода. Через 3 года после пожара, 17 августа 1837г. будущий царь Александр Второй, быв в Веневе выказал неудовольствие, по поводу Никольской колокольни, которая после пожара, стояла как «вавилонская башня», без шпиля и креста. В таком виде колокольня простояла еще около 22-х лет. Вероятно, когда после пожара колокольню приводили в порядок, в 1860-м году, оставили прежний дубовый крест, обитый медью с позолотой, пострадавший от огня, который мы видим и сегодня. В подтверждение этому, а так же немым свидетелем пожара является верхняя перекладина креста, которая, разломившись надвое, упала сверху в 80-е годы XX века. Перекладина упала, видимо, ночью, так как никто этого не видел, и сколько фрагменты пролежали в траве, сверкая позолотой – неизвестно. По счастливой случайности перекладина была обнаружена проезжавшим мимо сотрудником Веневского краеведческого музея Пешехоновым Н.С. и передана в музей. Фрагменты перекладины, находящиеся в музее, представляют собой медные короба, позолоченные снаружи, внутри которых находится почерневшая от огня дубовая основа перекладины, которая во время пожара, возможно, незаметно истлела, находясь под облицовкой, и по этому, вероятно, крест не стали переделывать заново, ошибочно полагая, что он не пострадал от огня. А может быть, повреждения и заметили, но посчитали, что крест достаточно крепок: и действительно, после реконструкции он стоит около 150 лет и ждет обновления. Но в настоящее время мало кто знает, что верхний конец самого креста, а так же его основание, удерживаются только за счет арматуры, поэтому существует опасность его падения. Разглядеть это невооруженным глазом практически невозможно.
Рассказывают, что в Великую Отечественную Войну по Никольскому кресту стреляли, и действительно, на фрагментах, как и на самой колокольне видны следы от пуль. Николаевская церковь была разрушена в 1950-е годы, через 100 лет после постройки, но ее колокольня по-прежнему стоит и поражает своей грандиозностью: ее высота составляет 75 метров, а звон колоколов был слышен почти во всех селах и деревнях уезда. Существует несколько версий относительно того, почему не снесли Никольскую колокольню: по одной из них ее спасли летчики, для которых колокольня служила отличным ориентиром при полетах. По другой версии она уцелела из-за опасности падения каменных частей на жилые дома, находящихся по близости, по третьей версии – просто из-за того, что не правильно было вычислено количество заряда. Еще одна версия - это необходимость постройки в городе водонапорной башни, под которую и приспособили колокольню. Подробности начала строительства, продолжения, и его завершения, фамилии меценатов, священнослужителей, а так же первые 80 лет истории Николаевской церкви были описаны в 1878 году в Тульских Епархиальных ведомостях. Там же приведены размеры храма, его внешние и внутренние украшения, вес колоколов и многое другое. В настоящее время колокольня является символом города: ее изображение печатается на рекламных буклетах, книгах, пакетах, на титульных страницах веневских сайтов, на ее фоне фотографируются кандидаты на выборные должности, просто жители и гости города, правда, от этого колокольне на ремонт ничего не перепадает…

1

5. Воскресенская церковь. До революции 1917 года Воскресенский храм и все его предшественные храмы, находившиеся на данном месте были соборными, т.е. главным городским храмом. История ныне существующего Воскресенского храма происходит от начала XIX века, когда по причине тесноты прежнего храма, а так же по воле прихожан и протоиерея И. И. Пылаева началась постройка нового Воскресенского Собора. Средства на постройку были собраны прихожанами и благодаря пожертвованиям других людей. Сначала была выстроена трапезная церковь с приделами во имя Благовещания Божией Матери и мчц. Параскевы, которые были освящены в 1805 году. В 1815 г. иконостасы в главном и придельных храмах устроены заново, благодаря стараниям церковного старосты купца Ивана Даниловича Глухова, а в 1825 году церковь была окончательно отстроена. Особое участие личными средствами в построении храма принимал дворянин Михаил Картухов. Подробная история Воскресенского Собора изложена в Тульских Епархиальных Ведомостях в №№ 19-21 от 1873 года. К 1990-м годам сохранились стены и купол храма. Колокольня разрушена полностью. Тогда же, под руководством отца Павла, при помощи некоторых организаций и простых граждан начат ремонт оставшегося помещения внутри и снаружи, воздвигнут крест, поставлена ограда и арка при входе, а церковь начала действовать. К 2006 году церковь продолжает восстанавливаться.

1

6. Покровская церковь, 1737 г. Покровская церковь находится на Красной площади и согласно историческим документам построена в 1737 году. «В убранстве церкви сочетаются отголоски XVII века с типичными барочными формами последующего столетия». - (М.Г.Бороздинский, В.Н. Уклеин - «Венев», 1974). Называлась Николаевской до постройки нового Николаевского храма, после чего «в 1862 году церковь эта была возобновлена и освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы». Первоначально планировалось разобрать церковь и каменную ограду на строительные материалы для новой Николаевской церкви, строительство которой началось на рубеже столетий, в 1800 году. «Бывший в то время церковный староста», - сообщают Епархиальные Ведомости, «веневский купец Яков Максимов Бородин, будучи уполномочен приговором прихожан, в прошении к преосвящ. Мефодию, от 26 октября 1800 г., писал так: «приходские люди, а так же доброхотные вкладчики, усмотрев, что в приходской церкви Николая Чудотворца с приделом Пророка Илии, как в стенах, так и в иконостасе начинают оказыватся некоторые ветхости, и оныя время от времени умножаяся, могут угрожать церкви опасностию и разрушением, почему с общего нашего согласия просим Ваше Преосвященство благоволите посреди красной площади, яко на месте удобном, построить новую каменную церковь в то же именование… По построении же новой церкви, старую сломав, материал употребить на построение колокольни, в знак чего и благоволите Ваше Преосвященство пожаловать храмозданную грамоту; имеющуюся же около старой церкви каменную ограду благоволите ныне же сломать и употребить на постройку новой церкви». Однако, после этого прошения старая церковь простояла еще более 200 лет – видимо, дело было не в аварийном состоянии храма, а в желании сохранив прежнюю церковь, украсить Венев новым храмом Божиим.
Из истории второй половины ХХ века, по словам старожилов известно, что в храме был склад потребительского общества, а ранее, в годы войны склад боеприпасов. Многие местные жители уверяют, что из церкви существует подземный ход к Воскресенскому Собору и к реке.

1

Яндекс.Метрика